Для родителей
Детская психология

Дети и гаджеты

По данным Института современных медиа:
к 10 годам у каждого ребёнка есть личный гаджет
у 25% он появляется уже в 3-4 года
62% детей проводят с гаджетами в руках от 2 до 8 часов в день

Никто точно не может сказать, сколько времени ребёнку безопасно проводить в гаджетах. Нет достаточно длительных исследований на это счёт. Но есть общие рекомендации педиатров, неврологов, психологов: чем позже гаджеты появятся в жизни ребёнка - тем лучше, чем меньше времени ребёнок в гаджетах - тем лучше.

До 3 лет желательно вообще не давать детям гаджеты, в том числе ТВ. Но есть разумные исключения: если маме надо спокойно попить чай, сходить в душ или срочно сделать работу, то можно включить не надолго, но не больше 30 минут.

Использование гаджетов в семье с детьми должно быть ограничено и урегулировано чёткими правилами.

Время, которое дети могут могут проводить за гаджетами, должно быть ограниченным:

  • 3-4 года - 30 мин
  • 5-6 лет - 1 час
  • после 7 лет - до 2 часов
  • после 10 лет - до 4 часов

Про вред чрезмерного увлечения гаджетами знает, наверное, уже каждый: страдает позвоночник, ухудшается зрение, проблемы с координацией, нарушение развития речи, трудности в обучении чтению, проблемы с коммуникацией и социализацией, мелкая моторика не развивается - ребёнку полезно рисовать, играть с конструктором или мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой.

Но не надо делать из гаджетов табу! Это часть нашей жизни, которая может приносить пользу. Гаджеты - это инструмент, как, например, нож. Кто-то им отрежет хлеб и накормит голодных, а кто-то порежется.

Задача родителей, не запрещать гаджеты, а сделать жизнь ребёнка настолько интересной и приятной, что не будет времени и желания сбегать в виртуальную реальность.

Некоторые родители запрещают детям пользоваться гаджетами. Но запреты - не лучшая стратегия. Ребёнок всё равно будет играть, но станет скрывать это. Кроме того, в подростковом возрасте родителей ждёт бунт. Запретить взрослому человеку пользоваться смартфоном не так просто, как малышу.

Лучше сделать гаджеты полезными для ребёнка. Покажите, что гаджеты - это не только игры и бессмысленный сёрфинг в интернете. Используйте гаджеты вместе с ребёнком, чтобы:

  • найти ответы на интересующие вопросы
  • создать анимированную открытку на день рождения друга
  • сделать мультфильм или видеоролик
  • провести научный эксперимент
  • научиться рисовать и т.д.

Что делать, чтобы гаджеты не превратились в зависимость?

1️⃣ С раннего детства установите правила использования гаджетов
Тогда ограничение времени не будет восприниматься болезненно

2️⃣ Не есть под гаджеты!
Правило для всей семьи - для взрослых тоже! Ребёнок, увлечённый мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджетов.

3️⃣ Нельзя использовать гаджеты как средство от истерик и плохого настроения
Ребёнок должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности

4️⃣ Чётко определите время для гаджетов в расписании ребёнка, чтобы оно было одно и то же
Тогда ребёнок не будет переживать - дадут ему сегодня гаджет или нет. И будет спокойно относиться к гаджетам.

5️⃣ Дети берут пример с родителей
Показывайте детям, как можно проводить свободное время без гаджетов

6️⃣ Важно обеспечить ребёнку
- интересный и разнообразный досуг
- материалами для творчества
- спортивным инвентарём

7️⃣ И самое главное - детям всех возрастов нужно общение с родителями
Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в гаджеты

Психологи рекомендуют проводить хотя бы одно семейное мероприятие в день: общий ужин, семейная прогулка, рисование всей семьей и т.д.