Для родителей
Детская психология

Как хвалить ребенка правильно?

Когда малыш протягивает маме измазанный красками лист бумаги и говорит «Смотри, что я нарисовал!», он всегда ждет одобрения. От маминой реакции зависит и его самооценка, и то, захочет ли он продолжать рисовать в будущем.

Рассказываем, как поддержать ребенка, дать ему ощущение собственной ценности, но не сделать зависимым от похвалы.

1.Ищите хорошее и хвалите за это

Часто родители и учителя пытаются мотивировать ребенка критикой: «Вот здесь можно было бы провести более ровную линию, а здесь — аккуратнее работать кистью...» Многих детей такой подход сильно задевает и демотивирует: им начинает казаться, что совершенства никогда не достичь, и поэтому лучше даже не пытаться.

Чтобы избежать такого расклада, преподаватели нашей школы используют «метод зеленой ручки». Его главный принцип — найти хорошее и похвалить за это. И это не похвала ради похвалы, а выделение по-настоящему интересных деталей в каждой работе. Благодаря такому подходу наши ученики замечают свои успехи и с каждым новым уроком стараются повторить то, что особенно удачно получилось в прошлый раз.

2.Хвалите не только за результаты, но и за усилия

В рисовании, — так же, как в других сложных навыках вроде спорта или изучения иностранного языка, — результаты редко появляются сразу. Важно дать ребенку понять, что его усилия ценны сами по себе — уже потому, что это важный вклад в будущий успех.

3.Не сравнивайте с другими детьми

Когда мы сравниваем ребенка с его сверстниками, это редко бывает в его пользу. Детские психологи советуют избегать такого подхода, потому что он совсем не мотивирует и плохо влияет на самооценку.

4.Будьте искренними

Не изображайте восторг, если рисунок вам не нравится. Дети, даже самые маленькие, способны вполне объективно оценивать свои работы. Они часто переживают, что их рисунок недостаточно реалистичен или совсем не похож на образец учителя, и это нормально. Так что не захваливайте ребенка — это может вызвать у него не гордость, а обиду.

Если вы чем-то расстроены, устали или не выспались, скажите малышу: «Прости, я сегодня так устала. Но мне правда очень нравится твой рисунок».

5.Будьте конкретны

В оценочных высказываниях вроде «Ты молодец» или «Как красиво!» нет ничего плохого, если вы добавляете к ним конкретики. Постарайтесь объяснить ребенку в паре фраз, что именно нравится вам в его работе: «У этого медвежонка такая задорная улыбка!»

6.Отмечайте прогресс

Время от времени напоминайте ребенку о том, чему он уже научился. Расскажите, что ему раньше не удавалось, а теперь дается легко: «Помнишь, в прошлый раз ты расстроился, что у тебя не получилось раскрасить рисунок, не выходя за контур? Посмотри, сегодня ты ни разу не промахнулся!», «Ты так ловко вырезаешь! А ведь ещё месяц назад ты не умел правильно держать ножницы».

7.Будьте бережны

В нашей школе мы относимся к детскому творчеству очень серьезно. Поэтому мы просим родителей быть тактичными, высказывая свое мнение.

Кроме того, постарайтесь никогда не выкидывать при ребенке его рисунки. Хранить все невозможно, но важно проявлять уважение и беречь чувства маленького художника.

8.Устраивайте выставки

Выделите место для того, чтобы вывешивать особенно удачные работы ребенка, и время от времени обновляйте «экспозицию». Таким местом может быть пробковая доска, специальный стенд, веревка с прищепками или отдельная стена в детской. Если места мало, можно вывесить пару рисунков на холодильник или прикрепить скотчем к любой межкомнатной двери.